Основы сценического света.


Световое решение может быть статичным или динамичным. Статичное световое решение остаётся неизменной на протяжении относительно длительного времени, например: концерты классической музыки, театрализованные представления, декоративный свет и др. Динамичный свет представляет собой относительно частую смену световых картин, подчеркивающих динамику выступления музыкальных групп, дискотеки и др.


Также в световом оформлении различают точечный и заливочный свет.
Точечный свет - свет, получаемый достаточно узким лучём различной формы. Такой свет создают линзовые прожекторы, прожекторы с профилированием луча, безлинзовые прожекторы типа Par, следящий прожектор, некоторые прожекторы с автоматической сменой цвета. Прожекторы с автоматической сменой цвета имеют существенное преимущество перед другими прожекторами, поскольку можно оперативно управлять сменой цвета. Преимущество линзовых приборов над безлинзовыми заключается в том, что с их помощью можно производить фокусировку луча прожектора.
Заливочный свет - свет, который заливает большие пространства. Для получения заливочного света используются симметричные и ассиметричные светильники, группы светильников, колорчейнжеры заливочного света, рампы и блиндеры.

  • Основываясь на свой опыт, мы позволили себе выделить несколько принципов построения сценических сцен:

Первый принцип - сценическое освещение не существует само по себе, а является основой для создания визуального образа, который должен подчеркнуть происходящее на сцене действие. Предположим на мгновение, что на сцене нет света. Что мы увидим? Ничего. Теперь представим, что для выступления рок-группы и танцевального коллектива русских народных инструментов будет использоваться одно и то же сценическое световое оформление. Это вызовет недоумение, поскольку то, что будет хорошо выглядеть в первом случае, совсем не подойдет во втором случае. Не всегда сценический свет является основным элементом мероприятия. Например, когда мы слушаем классическую музыку, исполняемую симфоническим оркестром, то нам важна сама музыка, а свет играет вспомогательную роль. Можно ли тогда совсем его убрать? Нет. Световое оформление, кроме всего прочего, является необходимым элементом визуальной связи между исполнителями и слушателями. В зависимости от музыкальных акцентов мы обращаем внимание, то на одну группу музыкантов, то на другую, то на дирижера и т.д. Свет, оставаясь статичным, подчеркивает мимику и жесты солистов, музыкантов, дирижера, красоту и блеск инструментов . Всё это в совокупности создаёт торжественную атмосферу, которая вместе с музыкой создаёт у слушателей настроение.

Второй принцип. Сценическое освещение не может быть монотонным на протяжении всего действия. Закончилось исполнение одного произведения, можно дать больше света на музыкантов и выделить дирижера, когда он повернулся к слушателям лицом. Как в танцах и в музыке, в световом оформлении должны быть акценты и паузы, динамика, стиль и гармония.

Третий принцип. Четкая видимость происходящего. Здесь возникают вопросы как о количестве света, необходимого для оформления того или иного сценического действия, так и распределение света во всем сценическом пространстве,в зависимости от сценической постановки.

Четвертый принцип. Художник по свету должен четко понимать, что он освещает: исполнителей, декорации, какой-то определенный элемент архитектуры или декорации на сцене, пространство сцены, задний план и др. Когда по времени необходимо произвести освещение предмета. При таком подходе становится понятным назначение каждого источника света в световом решении.

  • Несколько примеров освещения.

1. Освещение сцены с использование одиночных источников света

Данный вариант реализовать достаточно сложно, поскольку для освещения сцены потребуется весьма мощный осветительный прибор, который, кроме того, для освещения всей сцены должен находится на значительном расстоянии от неё. Свет от такого прибора практически не управляем, не говоря уже о невозможности получить световые акценты. Один из принципов сценического освещения соотносит размер источника света и получающуюся при этом тень: чем меньше источник, тем резче тень и наоборот. Резкость тени повышается при увеличении расстояния до источника.

2.  Освещение сцены с использованием нескольких источников света

Сценическое освещения составляют: передний, задний, нижний, верхний, боковой свет и их сочетания. Это могут быть точечные источники света - прожекторы, сканеры, приборы полного вращения и др. или линейные источники - светильники, рампы, световые панели, экраны и др. Использование нескольких источников света позволяет художнику по свету контролировать и управлять такими параметрами как: освещенность, сила света, направление, распределение, цветность и движение в любой части сцены. Для этого он может выбирать световые приборы, изменять их параметры по световому излучению, используя фильтры, отражатели, трафареты и др., задавать местоположение в пространстве и определять направление света.
Подходов к использованию нескольких световых приборов может быть несколько:
для каждой сцены использовать определенную группу световых приборов
для всех сцен использовать одинаковую основу для светового оформления, а сами сцены подчеркнуть добавлением основных и (или) вспомогательных групп световых приборов.
При этом необходимо найти тот необходимый и достаточный минимум световых приборов, с помощью которого можно реализовать замысел художника по свету. Избыточное использование световых приборов вызывает примерно такой же эффект, когда вместо музыкальной композиции слышна "каша" из звуков различных инструментов.

  • После того, как мы рассмотрели варианты освещения сцены, давайте поговорим о том, что мы будем освещать на сцене.

Прежде всего, это исполнители. В зависимости от сценического действия, исполнители могут как находится в одном месте, так и перемещаться по сцене. Например, музыканты группы или группа бэк-вокала стоят на месте, а солист и группа танцевальной поддержки перемещаются в своем рабочем пространстве. Солирующие исполнители - главные исполнители на сцене, поэтому их дополнительно "подсвечивают" и "ведут" при их перемещениях по сцене, что позволяет сделать на них акцент при любом их местоположении. После решения вопроса освещения исполнителей, далее приступают к световому оформлению окружающего пространства, декораций, задника сцены и др. для создания необходимой композиции, передающей атмосферу и настроение. При этом необходимо учитывать архитектуру и геометрию сцены, а также взаимное положение исполнителей. Поскольку освещение исполнителей производится в определенном световом интерьере сцены, то их нужно каким-то образом вписать в него, чтобы получить цельную композицию. Для этого используются светильники и прожекторы, которые будут освещать декорации, задавать тон и яркость декораций и сценического пространства. Можно также использовать рампы с установленными пленочными или стеклянными фильтрами разных цветов для получения необходимого светового микса.

Для удобства всё сценическое пространство разделяют на области:

  1. авансцена - передняя часть сцены
  2.  среднюю часть
  3.  заднюю часть

которые могут быть условно разбиты на несколько, желательно нечетное количество (чтобы видеть центральную линию сцены) участков. В результате мы получаем матричную структуру, которая в зависимости от площади сценического пространства может состоять от 9 до нескольких сотен участков при масштабном шоу. Такое разбитие на участки необходимо для того, чтобы определить для каждого светового прибора или их группы рабочий участок на сцене, который они будут освещать.
Отдельно следует уделить внимание освещению заднего плана, который может визуально изменять глубину сцены.
Для заливочного света и подсветки используют лучи с размытыми краями, чтобы обеспечить плавность переходов световых пятен. Проекция и подсветка пространства производится лучами с резкими контурами.
Всё это мы вынесли из своего опыта, работая на концертных площадках.
Творческих Вам успехов!